Вводная часть: 10 правил сильного текста и культ слов

Дневник разработчика

Еще вчера все тексты на сайтах я делил на информационные и продающие. К информационным текстам я относил все что рассказывает и отвечает на вопросы посетителей сайта. А к продающим я относил преимущественно тексты, написанные для лендинговых страничек (одностраничные сайты для рекламы товаров и услуг), которые провоцируют, призывают заказать твой товар или услугу, ну или ставят под сомнение точку зрения посетителя сайта.

Я не думал, что существует такое понятие, как информационный стиль — этакий правдолюб минималист, который презирает культ слов и высмеивает современных журналистов, как шутов необразованных.

Прочитав первые 30 страниц (не так уж и много, просто там полно картинок), я уяснил некоторые вещи, которые хочется отметить, записать и запомнить на всю жизнь. И это только начала, введение по сути ведь. Сколько интересного будет впереди. Эх, красота!

Давайте некоторые вещи перескажу. Чисто для себя, что бы лучше усвоить прочитанное за сегодня.

10 правил сильного текста в информационном стиле по Ильяхову

В начале своей книги авторы приводят 10 правил сильного текста. Эти правила я от части знал, и применял. Не только при написании текстов, но и в программировании и вёрстке сайтов. Оставлю эти правила тут, что бы были:

  1. Сила текста в правде: какой бы красивый и курчавый текст вы не написали, если он не правдив — он не имеет никакой силы. По хорошему текст должен раскрывать глаза на правду.
  2. Смысл текста важней, чем форма: если текст написан ради галочки, и не несёт никакой полезной информации — такой текст по сути просто вода. Лучше написать кратко, но со смыслом, чем красиво, но вилами по воде.
  3. Чем проще — тем лучше: рассказывать нужно просто и понятно. Что бы читатель не запутался в повествовании и не потерял сути.
  4. Пишите как для себя: писать текст так, что бы самому нравилось и не было стыдно такое читать.
  5. Читайте вслух: зачитывание написанного текста вслух, а не просто про себя. Так ты будешь слышать свою историю и понимать, что с ней не так и как её еще можно улучшить.
  6. Приводите примеры: это классика. Когда хочу что то рассказать — говорю на языке кейсов или образов.
  7. От простого к сложному: в повествовании все идёт последовательно. прежде чем говорить о чем то сложном, подведи читателя к этому. Подготовь его. Расскажи как это работает по фрагментам, а потом объединяй в механизм. Ну или сначала говори о принципах работы, правилах и только потом переходи к схемам и сложным процессам.
  8. Пользу — вперёд: если я правильно понял, Ильяхов говорит о том, что вся польза должна быть показана в первую очередь. В заголовках и первых абзацах, не тянем и не таимся. Интриги оставим писателям детективов.
  9. Уважение и забота: подразумевается любовь к читателю. Писать для него с уважением и по существу. Заботиться о его личном времени и благодарить за уделённое внимание.

Еще я понял как важно писать понятные тексты. Потому что иначе люди, которые будут тебя читать — не поймут что именно ты хочешь им рассказать. Не поймут = не будут дочитывать, не прислушаются и не станут следовать твоему совету. Даже спасибо не скажут, потому что никто не любит воду и тратить своё время на бесполезные портянки из словесных формул.

Я хреново пишу тексты. Если писать как того требует информационный стиль, то мои статьи сократятся в 5-6 раз, потому что мне придётся выкинуть из них все междометия и аналогии. А ведь я, как и все мои знакомые, писал ради объёма, по шаблонам, по пунктам, которые требовались при сдаче дипломной работы или курсача.

Списывал изложения в школе, не читая рассказ, который нам задавали прочитать за лето. Это так знакомо всем нам…

Итак, вернемся к прочитанному. Любые мысли следует описывать кратко и внятно. Факты, цифры, габариты и имена. Без мишуры и преукрас. На первый взгляд это может показаться чопорно и чересчур грубо, но я думаю, что в этом что то есть! Если соблюсти грань — будет круто.

Как же украсить такой прямолинейный стиль повествования? Всё просто! Ильяхов говорит что красоту информационному стилю придают понятная структура, простота изложения, практичность и энергичная подача.

Я пока не понимаю как это можно объединить, но уверен, что скоро мозаика сложится и я буду лучше это понимать.

Еще он предвосхитил мой вопрос и ответил на него в конце вводной части: «Откуда взялся информационный стиль? Кто его придумал?» — да никто. Он был всегда! Просто Авторы книги «Пиши, сокращай» упорядочили и систематизировали знания из разных областей.

Нужно будет прочесть эти книги

Пометил для себя книжки, которые потом надо будет обязательно прочитать:

  • Нора Галь «Слово живое и мёртвое»,
  • Корней Чуковский «Живой как жизнь»,
  • Догма — неформальная политика Ведомостей с 2001 года (полноценное пособие для писателей и журналистов)
  • Уильям Странк «Элементы стиля» (пригодится, если вы будете писать на английском, но я хотел бы почитать.)

Что такое культ слов

Оказывается что есть такое понятие «Культ слов» — это тексты которые пишут ради красоты, которые лишены смысла. Красивое описание с профессиональными речевыми конструкциями, которое не несет практически никакой пользы или смысловой нагрузки. Ну проще всего сказать — вода.

«Культисты слова верят в то, что слова обладают высшей силой в отрыве от смысла» — тут я пока тоже не до конца понимаю. Но буду разбираться и читать далее.

Юрий Ронин