Про графоманию и стоп слова (Флюгегехаймен!!!)

Дневник разработчика

Продолжил чтение книжки Ильяхова «Пиши, сокращай». Добил вводную часть и начал главу про воду в текстах. Под водой подразумевается всё лишнее и бесполезное в текстах — лишние буквы, слова и неудачно подобранные сравнения, которые если убрать — это не повлияет на смысл повествования.
А конце вводной части Ильяхов пишет про то что обычно творится в голове у писателя. Сначала он рассказывает про традиционные представления писателей о сильном тексте. Перечисляются самые распространённые качественные характеристики текста. Что сильный текст это интересный текст, текст про полезные вещи, которому хочется прислушиваться, который рождает сильные яркие образы в умах читателя, текст который запоминается, убеждает, текст цепляющий с первого раза, текст который легко читать, текст который продает читателям идею.
При этом в книге говорится что на самом деле это далеко не самое главное в сильном тексте! Главное что должно быть в сильном тексте это забота о читателе.

Перед тем как писать — подумай о пользе для читателя

Перед написанием текста рекомендуется продумать как улучшить жизнь читателю как решить его проблему. Так и только так мы получим действительно сильный и качественный текст, а остальные качественные характеристики описанные выше — это как следствие заботы о читателе.
Слишком замысловато как-то получается. В целом, по поводу канонического представления о сильном тексте я с писателем согласен.
Но при этом я пока не совсем понял как можно всегда и везде соблюсти интересы читателя. Порой текст пишется для того чтобы выговориться или же запомнить какую-то мысль, которая адресуется только тебе, в не кому-то ещё. В данном случае читателям являюсь я сам, и текст написан для меня. В таком случае интересы автора и интересы писателя совпадают и нет никакого конфликта.

Графомания в каждом из нас

Идём дальше по поводу графомании. Я и не знал что есть такой термин. Но как выяснилось, это довольно попсовая штука. под графоманией традиционно подразумевается текст, который пишется не для читателя, а для автора. Как раз это я и имел ввиду ранее. Если не идеализировать, то вполне себе вариант с правом на жизнь! Например, если мы говорим про заметки что сними делать? Я пишу для себя чек лист с покупками и доп. пометки с уточнением количества в штуках. Это графомания или нет? Пока непонятно до конца. Буду разбираться — читать дальше эту замечательную книжку.

Немного о честности писателя

Ещё мне понравилось утверждение что честность и ответственность это два основных качества хорошего писателя. Это как его Суперсила. Приятно было узнать что по сути, писатель формирует картину мира, ведь всё что он напишет пропустит через себя и представит в уме читатель. Это круто. Писатель как божок, который рисует картины в воображении читателей. Круть! Это мотивирует, как по мне. Почти что как в кино.

Честность лучшая стратегия писателя. Быть честным значит не изменять себе продвигаю свою идею в текстах. Напрашивается масса аналогий с поступками, мотивами и прочим бытовым идеализмом. Но не всё в нашем мире бывает чёрным или белым. тут все сложнее. Как и во всем, в писательстве есть много дилемм ( как мне кажется) и конфликтов. Уверен что на словах это выглядит красиво, но на практике все гораздо сложнее. Не всегда можно написать как есть, и не всегда стоит это делать.

К примеру бывают клиенты, у которых нет уникального торгового предложения и вообще никаких конкурентных преимуществ. Они не могут ничего внятного предложить покупателям. По сути они тупо спекулируют на спросе. И им нужен от меня лендинг. Хотят что бы я все расписал и оформил. Готовы платить. Я как честный писатель должен написать как есть? Купите у нас товар, потому что вы ЛОХ? Не вариант! И отказываться от работы — тоже не вариант. Я же хочу заработать? Верно, хочу. Деньги не лишние. Приходится выдумывать и высасывать из пальца. Таком случае сильного текста не получится но нужно соблюсти что-то около того.
Я понимаю о чем говорит Ильяхов в своей книжке, но в силу своего возраста я осознаю и то что не все так просто. Если бы в книжках были 100% рабочие рецепты успешного успеха, мы бы давно стали достигаторами и миллионерами. Но увы такого нет.

Мы интерпретируем информацию под себя. Любую пословицу, притчу или совет мы воспринимаем по разному. А еще люди очень слабы и порой склонны нарушать правила. Это тоже неизбежно. Это стоит учитывать.

Но учитывать в книгах так много условий — сложно. Это запутает читателя. Именно поэтому в книжках описывается некие уникальные условия, при которых посыл автора наиболее внятный.

Стоп слова в тексте

Оказывается что флюгенгехаймен, это не то что я думал! Бывает еще и много других стоп-слов ))) Их так много, что Ильяхов сгруппировал их в виде списка устойчивых групп. Он так и называет их — Устойчивые группы стоп-слов, от которых стоит избавляться: вводные слова, слова-оценки, штампы, задумь, эвфемизмы, отглагольные, слова-неопределённости, всякая брехня.

Признаться честно, о большинстве терминов я ранее вообще не слышал, но становится все интереснее. Уверен, что по мере прочтения книги эти группы будут разжёваны и дополнены примерами. Надеюсь что я разберусь в этих тонкостях.

А пока этого не произошло, буду пользоваться их сервисом на сайте главред, который подчеркивает все сомнительные словечки в тексте, потому что они по сути могут быть тем самым мусором, от которого стоит избавиться. Кстати этот сервис теперь будет одним из моих любимейших инструментов! оч классный!

Про графоманию и стоп слова (Флюгегехаймен!!!)
Cкриншот с сайта https://glvrd.ru/

Остановился на абзаце в котором говорится о некой золотой середине — тексты не должны становиться сухими. Некоторые стоп-слова не так уж и токсичны, порой даже необходимы. Поэтому к избавлению от стоп-слов нужно подходить с умом и энтузиазмом. Что то удалять, а что то заменять на более внятный синоним. Главное тут — умеренность и чувство собственного стиля, которое приходит с опытом.

Что ж буду читать дальше. Книга очень нравится. Советую всем к прочтению! Купите и обязательно зачитайте до дыр. Не пожалеете. После того как закончу с этой книжкой, куплю продолжение. Оно уже вышло и называется «Ясно, понятно».

Юрий Ронин