Отказаться от оценок ради пользы в своём тексте

Дневник разработчика

Обычно, читая книгу, я пишу конспект, в котором отмечаю интересные для себя моменты, познавательные факты, а так же ценный опыт автора. Так я лучше запоминаю материал, хотя и трачу гораздо больше времени на прочтение.

Считаю что такой подход эффективней, потому что усваиваю больше материала и он дольше остаётся в моей голове. Но сегодня было иначе. Продолжил чтение книги «Пиши, сокращай». Сегодня про вред оценочных суждений. И по этому поводу в голове столько противоречий нарисовалось, что я отложил свой конспект уже на третьей странице. Давайте я структурирую информацию и поделюсь с вами сокровенным.

Мысли о прочитанном

Ильяхов убеждает, что оценка товаров и продуктов только мешает.

Но оценка — это яд. Она не доносит нужные мысли и не создаёт доверие. Оценочный текст не убеждает и не продаёт, Лишь показывает нужду и неуверенность.

Я бы не был так категоричен. Вся суть рекламы, как мне кажется, это игра красками. Именно яркие образы лучше всего запоминаются. Да что далеко ходить за примерами, даже в той же главе он приводит примеры рекламных текстов, от которых у меня слюнки потекли, когда представил что за вкуснотища описывается.

Может Максим просто такой человек? Ну не нравится ему вся эта реклама с кричащими заголовками и избитыми слоганами? Ну или я просто слишком впечатлительный потребитель, падкий на красивые тексты? Одно могу сказать точно — Ильяхов не на все 100% прав и если мы пишем информационный текст — то надо минимизировать оценки, а вот для романов, стихотворений и реклам можно и бахнуть пару раз ) Главное что бы твои оценки попадали в точку — это я про целевую аудиторию говорю. Надо говорить на их языке и о том, что болит. Тогда шанс понравиться — увеличится. Главное понимать для кого пишешь и что за проблема у читателя на уме.

Осознание идеи автора

А потом меня отпустило и я дочитал главу. В конце я переосмыслил слова автора и стал лучше понимать его позицию по поводу оценок.

Что бы читатель поверил оценке писателя, или сделал вывод из написанного в тексте, ему необходимо получить от автора информацию, на основании которой он сам составит оценку. Больше всего человек доверяет самому себе.

Собственные выводы — самые сильные.

Невольно задумываешься о мировом заговоре и Рептилоидах. А ведь и вправду, частенько в кино нам не говорят кто именно злодей, не пишут лейблы. Просто показывают сцену убийства, и мы уже осуждаем. Демонстрируют как мужик спасает котёнка на дороге и мы хлопаем ему стоя у экрана телевизора. Так это и работает.

Тут Ильяхов выводит моё осознание на новый уровень и я начинаю понимать его взгляд на оценку. Отличная книга. Присоединяйтесь, коллеги 🙂

Работаем над поиском оценок в тексте

Я захотел избавиться от этого мусора в своих информационных текстах — удалить все лишние оценки, но как это сделать? Автор предлагает начать с фундаментальных вещей — определиться с тем, что является оценкой в тексте.

Оценка — это характеристика с помощью которой автор описывает субъективные ощущения…

В рекламе оценки чаще положительные, но бывает и наоборот.

В тексте будет и подвох — не все прилагательные, как может показаться на первый взгляд, будут оценочным суждением. Оказывается, есть такая штука, как «объективное свойство» — это прилагательные, которые говорят о предмете повествования объективно, т е по факту это так. Пример:

Красная машиа — объективное свойство. как ни крути, она имеет именно красный цвет.

Классная машина — это оценка автора. Не факт что машина понравится читателю, если он в неё сядет.

Вот так мы и крутим свой текст в поисках оценок и объективных свойств. Прикольно и познавательно. Прочитанное сегодня заствило мнея по новому взглянуть на кинематограф и рекламу без слов. Нравится!

Юрий Ронин